Когда и как появился чай в пакетиках

Каждый год инновационные технологии всё ближе подбираются к новым продуктам, преподнося нам разнообразные полуфабрикаты быстрого приготовления, а люди продолжают спорить, нужно ли и безопасно ли это.

Особняком в ряду таких благ цивилизации стоит изобретение, отметившее свое столетие. Изобретение, перевернувшее тысячелетние традиции, но не затронувшее ни самого качества продукта, ни отношения к нему. Это изобретение – чайный пакетик.

чайный пакетик

Необыкновенный вкус чая, разнообразие сортов, аромат и многочисленные целебные свойства завоевали большое количество поклонников в разных странах. Но в наши дни беспрерывной спешки, к сожалению, далеко не всегда удается себя побаловать настоящей чайной церемонией, и все больше людей отдает предпочтение чаю из пакетиков.

Технологическая эволюция чая началась в XIX столетии, когда британцы ввели в эксплуатацию чайные фабрики, и производство чая стало машинным. Это повлекло за собой бурное развитие новых методов превращения чайных листьев в сырье для приготовления напитка.

Однако первое значительное преобразование произошло с чаем в 1904-м году, и с фабриками было совсем не связано – в Соединённых Штатах появился пакетированный чай. И эта диковинка начала века в настоящее время постепенно вытесняет классический рассыпной чай и производится исключительно на автоматизированных линиях. 77 процентов чая, потребляемого в Европе, это именно чай в пакетиках. А в консервативной Англии, законодательнице чайной моды, чайным пакетикам отдаёт предпочтение 93 процента населения.

А началось все так: в 1904-м году американский коммерсант по имени Томас Саливан впервые предложил необычный способ употребления чая. Он начал рассылать своим заказчикам партии различных сортов чая в шелковых мешочках. В каждом из мешочков было то количество чайных листьев, которое необходимо для заваривания одной чашки чая. Целью рассылок являлось отнюдь не желание упростить чайную церемонию. Это были пробники! То есть, заказчики могли сравнить различные сорта чая, не покупая больших партий, и потом уже определиться с выбором.

Спустя несколько лет, во время Первой мировой войны, чайная компания из немецкого Дрездена «Teekanne» (Чайник) взяла на вооружение эту идею, видоизменила её, и стала организовывать поставки в армию в виде пакетиков из марли. Солдаты называли эти пакетики «чайные бомбы», из-за того, что при желании можно было в любой момент быстро выпить чашечку чая.

Обязанный своим появлением такой случайности, «чай в мешочках» сначала производился вручную. И только к 1929-му году появились первые фабричные пакетики.

В двадцатых годах завариванием чая без заварного чайника заинтересовался американский инженер по имени Фэй Осборн, работавший в компании, производившей различные сорта бумаги. Он подумал, что можно попробовать подыскать такой сорт, который окажется дешевле шелка, марли или газа и не будет обладать никаким собственным вкусом.

Однажды он обратил внимание на необычную тонкую, мягкую, но прочную бумагу, в которую упаковывались некоторые сорта сигар. Узнав, что этот сорт бумаги делают в Японии вручную из какого-то экзотического волокна, в 1926-м году он решил изготовить такую же бумагу. Американский инженер перепробовал разные сорта тропической древесины, джут, сизаль, хлопчатник и даже волокна из листьев ананаса. Ничего не получалось. Наконец, он наткнулся на так называемую манильскую коноплю или, коротко, манилу, из которой производят морские канаты (на самом деле, это растение не имеет никакого отношения к конопле, это родственник банана). Результат оказался многообещающим.

В 1929 – 1931 годах Осборн испытывал разные химические составы, которые позволили бы сделать бумагу из «манилы» более пористой при той же прочности. Подобрав нужный метод, он еще несколько лет потратил на перевод своего лабораторного процесса, позволявшего делать отдельные листы, на большую машину, выпускающую целые рулоны бумаги.

Тем временем матерчатые мешочки с заваркой уже укрепились на американском рынке. Делали их из марли, а о масштабах говорят цифры: в тридцатых годах на чай в США уходило каждый год свыше семи миллионов метров марли. К весне 1934-го года Осборн наладил изготовление чайной бумаги из манильского волокна на большом станке. Уже в 1935-м году его бумага стала применяться также для упаковки мяса, столового серебра и некоторых электротехнических приборов. К концу тридцатых годов бумажные пакетики уже успешно конкурировали с марлевыми.

Но с началом Второй мировой войны «манила» стала стратегическим сырьем (она растет лишь на островах Филиппинского архипелага), и власти США не только запретили тратить ее на чайные мешочки, но и реквизировали имевшиеся у Осборна запасы для нужд флота.

Изобретатель не сдавался, он наладил "отстирывание" списанных манильских канатов от грязи и масла, а так как этого сырья не хватало, он ввел в свою бумагу добавки вискозы. Продолжая исследования, в 1942-м году он получил новую, очень тонкую, но достаточно прочную бумагу без манильского волокна, а через пару лет нашел способ "склеивать" края мешочков горячим прессованием вместо сшивания нитками. Эти два достижения открыли чайным пакетикам широкую дорогу к столу.

Но не меньше полувека заняла у чайных пакетиков дорога до Великобритании. Из-за бумажного ярлычка на нитке, прикрепленной к пакетику, британцы отнеслись с подозрением к американскому изобретению. Предназначенный для того, чтобы легко достать пакетик из чашки, он часто попадал в чашку и давал больше вкуса, чем сама чайная пыль в мешочке, жаловались они.

Британцам также не нравилось то, что американцы заваривали чай в слегка теплой воде, а не в кипятке.

Компания Джозефа Тетли, являвшаяся крупнейшим производителем чая на Британских островах, ввела чайные пакетики в 1953-м году, но они были встречены без энтузиазма. Вначале шестидесятых в Великобритании в пакетиках было продано менее 3-х процентов чая. Но все изменилось в 1964-м, когда появились перфорированные пакетики. Сегодня Тетли продает около 200 миллионов чайных пакетиков каждую неделю.

В 1950-м году та же фирма «Teekanne» предложила упаковывать чайные листья в специальные двухкамерные пакетики из тончайшей фильтровальной бумаги. При этом клей вообще не использовался. Это значительно улучшило вкус чая, и чайные пакетики начали получать широкое распространение и постепенно завоевали популярность во всех странах, добравшись в 90-е годы прошлого столетия и до России.

Сейчас применяют бумагу-фильтр, запатентованную американской фирмой «Dexter» в 1938-м году. Ну, а сам чайный пакетик был запатентован лишь в 1952-м году фирмой успешного производителя чая по фамилии Липтон.

Необходимо отметить, что существует одно преимущество, отличающее чай в пакетиках от обычного чая. В пакетики кладут, главным образом, мельчайшие частички чайного листа, полученные при переработке. В основном – это края листа. А в этой части растения особенно большая концентрация полезных веществ и аромата. Так что, мнение о плохом качестве чая из пакетиков не всегда является верным.

В наши дни пакетики с чаем используют во всех странах, даже в Китае. Правда, только в гостиницах для европейцев. Сами же китайцы придерживаются мнения, что спешка и чай – понятия несовместимые, потому как для них чай – не напиток, а традиция и искусство. Поэтому, оказавшись в Китае или Японии, не откажите себе в удовольствии побывать на настоящей чайной церемонии.

 

Источник

Категория: Разное | Просмотров: 223 |

Всего комментариев: 0
avatar