Мавритания или страна, где сохранилось рабство

Несмотря на то, что рабство во всем мире давно отменено, осталась одна страна, в которой до сих пор рабовладение продолжает вполне легально существовать. В Мавритании власть принадлежит арабам-берберам, которые около тысячелетия назад завоевали эту область Африки, подчинив себе коренных жителей – негров.

рабство в Мавритании

С тех пор каждая арабская семья владеет несколькими семьями афромавританцев – харатинов. Семьи харатинов передаются в семьях мавританской знати по наследству на протяжении многих веков. Невольникам поручают самые разные работы – от ухода за скотом до строительства. Затраты на содержание раба в городе составляют порядка 15-ти долларов в месяц, а заработать предприимчивый рабовладелец может в несколько раз больше.

Одно из наиболее распространенных занятий рабов в столице Нуакшоте – торговля пресной водой. В городе лишь 40 процентов зданий имеют водопровод, а африканская жара прекрасно стимулирует жажду. Вот и колесят с утра до позднего вечера по столице невольники с бочками, полными воды, зарабатывая в день от 5-ти до 10-ти долларов – весьма приличные деньги для тех мест.

Рабство передаётся по наследству, то есть – дети рабов принадлежат хозяевам своих родителей. Их можно продавать, дарить, передавать по наследству или отдавать в приданое. Богатство мужчины традиционно измеряется числом принадлежащих ему наложниц. Количество рабов в стране оценивается примерно в 600 тысяч человек, что составляет около 20-ти процентов населения.

Несмотря на официальную отмену рабства, владение рабами в стране в порядке вещей, так же как и принуждение к труду. Сообщается о пособничестве рабству со стороны полиции, а также о заключении в тюрьмы активистов негосударственных организаций, занимающихся вопросами принудительного труда и рабовладения. Правительство запретило использовать слово «раб» в средствах массовой информации. За всю историю государства ответственность понёс лишь один рабовладелец.

На протяжении минувшего века правительство трижды пыталось изменить дикие порядки в Мавритании. Еще в далеком 1905-м году колониальные власти приняли закон об отмене рабства. А конституция освобожденной Мавритании, увидевшая свет в 1961-м году, подтвердила этот постулат. Однако законы ничего не изменили в положении невольников. И в 1978-м году президент Муктар Ульд Дадда вновь поднял вопрос об отмене рабства. Но начавшийся военный переворот лишил его возможности что-то изменить.

Принятый в ноябре 1981-го года указ правительства вновь даровал рабам свободу. Однако невнятность закона, а в нем отсутствовал даже порядок наказания за неподчинение этому решению,мало что изменила в реалиях мавританской жизни. Берберская элита вновь спустила все на тормозах.

«Искореним рабство во имя добра». Такое громкое заявление вкупе с обещаниями сократить налоги и уменьшить дефицит государственного бюджета, снизив оклады чиновникам, не могло остаться незамеченным.

Сиди Ульд Шейх Абдаллахи, лидер либеральной партии «Адиль», выиграл президентские выборы в Мавритании в 2007-м году, невзирая на сопротивление берберской элиты. И тут же с азартом принялся за дело. Закон, предусматривающий суровое наказание за рабовладение – 10 лет тюрьмы и штрафы от 2-х до 4-х тысяч долларов (огромные по мавританским меркам деньги) – наконец-то был принят. Однако так и остался пустой бумажкой.

Вскоре начались бунты, активно подстрекаемые местной элитой, не желающей остаться без рабов. Не прошло и года, как Мавританию встряхнул очередной переворот. Власть оказалась в крепких руках военных. Так что о законе просто забыли – за последние 5 лет никого так и не привлекли к ответственности.

Де-факто рабовладение вновь было разрешено. Интересно, что сами рабы не очень-то желают становиться свободными. Сам факт, что родители, деды и прадеды работали на ту же самую семью, привязывает невольника к привычному месту. А главное – рабы уверены, что после смерти попадут в рай, только если будут выполнять волю своих господ.

Психологи, изучавшие данный феномен, даже название ему придумали – синдром дяди Тома. Но чаще всего бывшему рабу просто некуда уйти. Жизнь без хозяина практически всегда полна лишений. На работу в деревне не устроишься – у богатых потребностей в найме пришлых нет, своих рабов хватает. А бедные пастухи и земледельцы попросту не имеют возможности прокормить чужака, не то что заплатить.

Учитывая высокий уровень бедности (40 % населения) и безработицы (30 %) в стране, цена свободы, скорее всего, будет равна голодной смерти. Поэтому многие из рабов считают свою долю решённой ещё до рождения и противятся идее освобождения.

 

Источник

Категория: Планета | Просмотров: 310 |

Всего комментариев: 0
avatar