Несколько интересных фактов о цирке

Известное каждому слово «цирк» происходит от латинского прилагательного «circus» («круглый»), определяющего традиционную, ещё со времен древнеримского Колизея и до нынешних шапито, форму цирковой арены.

Медведи в цирке

•  Слово цирк некоторые связывают с именем Цирцеи, гомеровской волшебницы, превратившей в свиней спутников Одиссея. Эта гипотеза тем более заманчива, что в латинском языке слово «circenses» означает игры в древнеримском цирке, а чудеса Цирцеи и были своего рода цирковыми номерами.

•  Цирк – не только европейское явление. Его можно встретить у народов всего земного шара. В Теночтитлане испанский конкистадор по имени Эрнан Кортес обнаружил музей монстров – личный цирк правителя ацтеков Монтесумы. А на другом краю света путешественник Марко Поло восторгался огромным ручным львом, который во время дворцового праздника отвешивал поклоны у подножия трона великого хана.

•  При дворах властителей мира сего, от монгольского хана Хубилая до испанского короля Альфонса Х Мудрого, всегда держали астрологов и некромантов, шутов и бродячих акробатов, не говоря уже о дрессированных животных, жонглерах и менестрелях. По-сути, каждый двор представлял собой своего рода цирк.

•  В Римской империи во времена правления Августа на нижних ярусах были построены каменные места, где могли располагаться лишь те римляне, которые могли позволить приобрести себе специальные билеты в цирк, сделанные из бронзы.

•  Единственное, что осталось нам в наследство от древнеримского цирка, это окровавленная арена корриды, ведь по своей сути бой быков восходит к критскому мифу о Минотавре, только тореро сменил гладиатора, а бык – льва.

•  Колпак клоуна достался ему в наследство от еретиков. Во времена святой инквизиции данный головной убор служил шапкой для осужденных и незаслуженно считался знаком позора. Тот же колпак надевали ленивым и непослушным детям.

•  Тема цирка была традиционной для немецкой литературы. Ее можно проследить от «Марио и волшебника» Томаса Манна до «Жестяного барабана» Гюнтера Грасса и «Глазами клоуна» Генриха Белля. У великого Ницше («Так говорил Заратустра») символом превосходства становится акробат на проволоке.

•  Судя по находкам археологов, в античные времена в наполненных водой амфитеатрах устраивались целые морские сражения (naumachies). Возможно, именно этот спектакль и стал прообразом карнавала, тем более, что этимологически слово «карнавал» происходит от латинского «carrus navalis».

•  Можно найти нечто общее у рыцарских турниров с цирком: интересный факт, не правда ли? Конные ристалища с их спортивным азартом и галантным подтекстом были ни чем иным, как отголосками гладиаторских игр и конных состязаний древнего мира.

•  В наше время цивилизованные общества довольствуются «хлебом и кино» или, что еще хуже, «хлебом и телевизором». Однако иллюзионизм цирка продолжает жить в видеоклипах и рекламных шоу, прическах и одеждах панков и громе рок-концертов, наполняющих помещения, в несколько раз превосходящие по размерам Колизей, цветомузыкой, облаками дыма и криками.

•  В развитии циркового искусства не последнюю роль сыграли цыгане. Цирк у них в крови, ведь они стоят вне общества, все – от одежды до образа жизни – выходит у них за рамки обычного.

•  Кратеры на Луне издали напоминают цирковую арену. Быть может, в не столь отдаленном будущем межпланетные труппы будут демонстрировать в них фантастические чудеса, как в кинофильмах Стивена Спилберга, искусство которого во многом сродни цирку.

•  Ох уж этот многогранный цирк: интересные факты о нем можно отыскать в кино, музыке и шедеврах искусства. Так, европейские художники XV – XVI столетий часто изображали на своих полотнах шутов. В живописи Пикассо встречается очень много быков, акробатов и арлекинов. В начале своего пути кинематограф обращался к сценическим приемам и темам цирка, кабаре и мюзик-холла.

 

Источник

Категория: Разное | Просмотров: 453 |

Всего комментариев: 0
avatar