Несколько интересных фактов о планете Нептун

С «увольнением» Плутона, Нептун становится самой далёкой планетой в Солнечной системе. Напомним, что Плутон был лишен статуса планеты в 2006-м году по решению Международного астрономического союза, и причислен к новой категории карликовых планет, а затем (после переклассификации) к категории малых планет. Сегодня мы подготовили несколько интересных фактов о Нептуне, которые, вероятно, вам ещё неизвестны.

Нептун и Земля

• Нептун и нашу Землю разделяет огромное расстояние – около 4,347 миллиарда километров. Эти космические объекты разительно отличаются друг от друга. Мы живём на планете, так называемой, земной группы, а Нептун относится к категории газовых гигантов. Но есть у них и нечто общее. Из всех планет Солнечной системы именно Нептун имеет самую близкую к земной гравитацию. Так, к примеру, предмет, весящий на Земле 45 кг, на Нептуне будет весить около 50-ти кг.

• Нептун был открыт Берлинской астрономической обсерваторией в сентябре 1846-го года. Это стало большим событием, но не настолько великим, как могло показаться. Во-первых, присутствие планеты ранее уже отмечалось математическим путём, поскольку какой-то массивный космический объект оказывал заметное влияние на орбиту Урана. Во-вторых, выяснилось, что планету видели уже не один раз, но не осознавая этого.

• Год на Нептуне (время, необходимое планете, чтобы совершить полный оборот вокруг Солнца) составляет порядка 165-ти земных лет. Это значит, что в июле 2011-го года Нептун завершил лишь первый свой облёт вокруг Солнца с момента его официального открытия в 1846-м году. Можно в шутку сказать, что «он не очень спешил», и это будет правдой, ведь Нептун движется по орбите со скоростью около 5,5 километра в секунду, тогда как Земля летит вокруг Солнца со скоростью порядка 30-ти километров в секунду.

• Самым большим спутником Нептуна является Тритон. Он восьмой по счету в порядке удалённости от планеты. Спутник характеризуется тем, что движется в противоположном направлении по отношению к Нептуну (ретроградное движение). Это указывает на то, что Тритон не был создан в той же области космоса, что и Нептун, а был «вытащен» гравитационным полем планеты, скорее всего, из пояса Койпера.

• В 2002-м году астрономы обнаружили Neso – тринадцатый из четырнадцати известных сейчас спутников Нептуна. Он интересен, прежде всего, тем, что находится на весьма значительном расстоянии от планеты, вокруг которой вращается. В Солнечной системе ещё не найден спутник со столь отдалённой от своей планеты орбитой. Расстояние между Нептуном и Neso сравнимо с расстоянием между Венерой и Землёй! А один оборот вокруг Нептуна этот спутник делает примерно за 26 лет (земных).

• В течение долгого времени на Нептуне можно наблюдать так называемое «большое тёмное пятно», которое на самом деле является мощным антициклоном. Его часто сравнивают с «большим красным пятном» на Юпитере. Но в отличие от Юпитера, где пятно непрерывно наблюдается уже, по крайней мере, лет 350, пятно на «голубой» планете то появляется, то исчезает. Ученые полагают, что каждое пятно такого рода – это «отверстие» в облаках метана, через которое можно «заглянуть» вглубь планеты.

• На Нептуне нет материков как на Земле. Атмосфера самой дальней планеты Солнечной системы постепенно переходит в жидкость, а затем в лёд, в состав которого, предположительно, входят вода, метан и аммиак. Внутри есть каменное ядро, а давление в недрах в миллионы раз больше, чем на поверхности Земли. Ученые предполагают, что температура внутри Нептуна достигает порядка 5400 K, то есть – почти такая же, как на поверхности Солнца.

• Нептун обращает на себя внимание тем, что там дуют самые сильные ветры в нашей Солнечной системе. Их скорость может достигать 1900 километров в час! Это примерно раз в 10 больше, чем скорость самых разрушительных ураганов на Земле. Кроме того, ураганы на Нептуне могут продолжаться не недели, не месяцы, а годы и даже десятилетия.