Несколько интересных фактов о планете Уран

Наша сегодняшняя статья посвящена далёкой планете Уран, находящейся едва ли не на периферии известного нам мира. Мы расскажем, сколько естественных спутников имеет Уран, когда и кем он был открыт, какие атмосферные условия там преобладают и прочее.

Планета Уран

Открытие Урана.

Как и другие планеты Солнечной системы, Уран также можно найти на ночном небе довольно легко. Если, конечно, знаешь, где его искать. Из-за относительно слабой яркости и весьма медленного движения по небу этот газовый гигант остался незамеченным древними цивилизациями. Его в марте 1781-го года при помощи телескопа обнаружил сэр Уильям Гершель.

Астроному предложили дать название открытой им планете. Гершель решил назвать её в честь короля Георга III – Georgium Sidus, что переводится с латыни как «звезда Георга». Это название применялось около 70-ти лет. А имя «Уран» впервые встречается в научном труде 1823-го года, и окончательно закрепилось за планетой в 1850-м году.

Происхождение названия.

Как и имена других планет Солнечной системы, имя Уран происходит от бога, с той лишь разницей, что от бога из греческой мифологии. Тогда как остальные планеты названы в честь богов из римской мифологии. У греков Уран был олицетворением небес.

Естественные спутники Урана.

На сегодняшний день у Урана обнаружено 27 естественных спутников. Их имена происходят от персонажей произведений Александра Поупа и Уильяма Шекспира. Самые большие спутники – Ариэль, Миранда, Оберон, Титания и Умбриэль. Впрочем, даже наибольший из этих спутников – Титания – имеет радиус всего 789 километров. Для сравнения, средний радиус «нашей» Луны составляет 1737 километров.

Полёты к Урану.

В 1977-м году с Земли был запущен космический аппарат НАСА Voyager-2 (Вояджер-2). В 1986-м году этот корабль пересек орбиту Урана и пролетел в 81 500 километрах над поверхностью планеты. Отметим, что Вояджеру-2 была задана такая траектория, чтобы перед Ураном исследовать Юпитер и Сатурн, а затем и Нептун. Космический аппарат изучил структуру и химический состав атмосферы Урана, открыл десять новых спутников и два новых кольца, наблюдал конкретные погодные явления и исследовал магнитное поле. Это была первая, и пока единственная, миссия к Урану.

Добавим, что в 2020-х годах НАСА планирует отправить к планете аппарат «Uranus orbiter and probe». Сама же миссия будет называться «Uranus Pathfinder».

Сезонные изменения на Уране.

Плоскость экватора этого газового гиганта наклонена к плоскости его орбиты под углом чуть менее 100 градусов. То есть – у Урана ретроградное движение вокруг Солнца, он вращается как бы «лёжа на боку» да ещё и «чуть вниз головой». Такое движение приводит к тому, что смена времён года на Уране происходит совсем иначе, чем на остальных планетах нашей Солнечной системы.

В отличие от других планет, которые больше напоминают вращающиеся волчки, Уран можно сравнить с катящимся шаром. Такое неестественное вращение астрономы обычно объясняют тем, что на раннем этапе своего образования Уран столкнулся с крупным космическим объектом. Во время солнцестояний один из полюсов Урана оказывается направленным в сторону Солнца. Лишь узкая полоса вблизи экватора подвергается быстрой смене дня и ночи. К тому же, Солнце там поднимается весьма низко над горизонтом, как в полярных широтах на Земле.

На Уране каждый из полюсов находится в темноте 42 года (земных), а затем ещё 42 года под солнечным светом. В периоды равноденствия Солнце восходит над экватором Урана, что обеспечивает этому гиганту такую же смену ночи и дня, как и на других планетах.

Интересные факты о планете Уран.

• Уран обходит вокруг Солнца за 84 земных года.

• В среднем эта большая планета удалена от Солнца чуть более чем на 19 астрономических единиц, что составляет порядка 2,8 миллиарда километров.

• Расстояние между Землёй и Ураном может составлять от 2,6 до 3,15 миллиарда километров.

• Этот газовый гигант получает в примерно в 400 раз меньше солнечного света, чем наша Земля.

• Один оборот вокруг своей оси Уран делает за 17 часов и 14 минут.

• Диаметр Урана на экваторе составляет чуть более 51 тысячи километров. В нем могло бы поместиться около 63-х таких планет как Земля.

• Вторая космическая скорость на планете составляет порядка 21,3 километра в секунду (на Земле – практически в 2 раза меньше).

• Экваториальная скорость вращения составляет 2,59 километра в секунду или 9 324 км/час.

• У Урана самая холодная атмосфера среди всех планет Солнечной системы (-224 градуса по Цельсию).

• Ветры на Уране могут достигать скорости в 250 метров в секунду (около 900 км/час).

• Уран примерно в 14,5 раза тяжелее нашей Земли.

• Это первая планета в Солнечной системе (и, естественно, за её пределами), открытая с помощью телескопа.

• Это вторая планета в системе (после Сатурна), у которой была обнаружена слабо выраженная система колец. Всего у Урана 13 колец. Не исключено, что это остатки одного из его спутников, который разрушился.