Возможна ли жизнь на Марсе или наш космический сосед

Если когда-нибудь нам придётся покинуть нашу родную Землю и отправиться на поиски нового «жилища» в другие части Солнечной системы, то, скорее всего, мы остановим свой выбор на соседнем Марсе. Но возможна ли вообще жизнь на этой планете? Марс во многом похож на Землю, ниже приводим несколько примеров.

Марс

• На Марсе, как и на Земле, год делится на четыре сезона (зима, весна, лето и осень), правда, год там почти вдвое длиннее нашего. Любители тепла вряд ли полюбят Марс, ведь летние температуры в южном полушарии (где в целом теплее) не превышают 10-ти градусов по Цельсию.

• Время, необходимое для вращения планет вокруг своей оси зависит от многих факторов, и конечный результат может быть практически любым. Так, к примеру, Юпитеру на один оборот требуется чуть больше 9-ти часов (земных), а вот Венере – почти 117 (сто семнадцать) дней. В то же время, Марс делает один оборот вокруг своей оси за 24 часа и 40 минут. Почти как у Земли. Какова причина? Вероятно, простое совпадение.

• Наличие жидкой воды на Марсе было темой для споров в течение длительного времени. И вот совсем недавно ученые обнаружили подо льдом озеро, заполненное водой в жидком состоянии. Но как это вообще возможно, чтобы при температуре в -68 градусов Цельсия вода по-прежнему оставалась жидкой. Как утверждают ученые, точка замерзания должна составить порядка -74 градусов. Эта огромная разница по отношению к земному аналогу объясняется очень высоким содержанием в воде различных минералов и солей, что значительно снижает точку её замерзания.

• И на Марсе, и на Земле имеются ледники. На этих соседних планетах ледяной покров встречается не только на полюсах, но и на других широтах. Однако на Марсе это сравнительно недавнее открытие. Как это возможно, что лед на «красной» планете не заметили раньше? Вероятно, из-за толстого слоя пыли, которая не только его прячет, но и защищает от испарения. Отметим, что атмосферное давление на Марсе настолько мало, что лёд сублимируется на поверхности планеты – испаряется без жидкого агрегатного состояния. Один вопрос, впрочем, остаётся открытым: что на самом деле содержит марсианский лёд – замёрзшую воду, как у нас, или нечто совсем другое?

• Доказательств присутствия жизни на Марсе ученые ещё не нашли, и не стоит предполагать, что они близки к этому. Тем не менее, время от времени всплывают интересные факты на эту тему. Во-первых, в кратере Гейла, которому около 3,5 миллиарда лет, в горных породах было обнаружено присутствие органических молекул. Во-вторых, под поверхностью Марса был обнаружен метан. Пока ещё неизвестно, каким образом он появился на «красной» планете, но на Земле подавляющее большинство метана является продуктом жизнедеятельности живых организмов.

• Чтобы выращивать на Марсе растения необходимо преодолеть целый ряд всевозможных препятствий. Однако в НАСА считают, что это вполне возможно. В связи с этим было проведено несколько экспериментов, в частности – на картофеле. Впрочем, не следует забывать, что каждый образец был посажен в земную почву. Хотя условия были максимально приближены к марсианским. К примеру, одной из проблем будет недостаточное количество солнечного света. Ведь орбита Марса находится значительно дальше от Солнца, чем орбита Земли. Кроме того, большая часть солнечного света блокируется загрязнённой атмосферой, чему виной частые пылевые бури.

• На Марсе есть места, которые явно указывают на то, что в далёком прошлом там были водопады. Один из зондов, отправленных на «красную» планету, обнаружил 4 таких места в 30-километровом кратере. Эта местность очень быстро получила название «Mars Niagara Falls».